Шойхед Э.М.
Кафедра гуманитарных дисциплин
Материалы для дистанционного обучения 11 класс, литература, второй семестр
Изучаемые темы:
Тема № 1 Серебряный век русской поэзии
Виды самостоятельных работ
Рефераты:
«Избранные страницы творческого наследия поэтов серебряного века (Н. Гумилёв,
К. Бальмонт, О. Мандельштам, В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский, М. Цветаева,
С. Есенин, А. Ахматова).
Сообщения (презентации):
-В.Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.
-Н. С.Гумилёв как поэт-акмеист. Трагическая судьба поэта.
-А. А.Блок. Личность, судьба, творчество.
-Стихотворения А. Блока в живописи (картины В. Васнецова. М Врубеля, К Сомова).
-М.И. Цветаева. Сложная судьба Поэта. Важнейшие темы творчества.
- В. Маяковский - ярчайший представитель русского футуризма. Бунтарский характер лирики; Поэтическое новаторство В.Маяковского.
- С. Есенин. Судьба поэта. Загадка смерти. Творчество в контексте времени и русской культуры. Влияние творчества С. Есенина на русскую поэзию XX века.
Стихотворения, которые необходимо выучить наизусть
(стихи по выбору учащегося: по одному стихотворению каждого автора):
А. Блок «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О, весна без конца без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе..».
Н. Гумилёв «Капитаны», «Рабочий», «Из города Киева...», «Дон Жуан».
С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова> «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Гой ты , Русь моя
родная...»
А. Ахматова «Мне голос был...», «Муза», «Творчество», «Все души милых на высоких звёздах...», (<Я научилась просто, мудро жить...», отрывок из поэмы «Реквием».
Индивидуальные задания:
письменный анализ стихотворений поэтов серебряного века (самостоятельно):
К. Гумилёв «Капитаны»;
А Блок - из цикла «На поле Куликовом» (одно из стихотворений);
М. Цветаева - одно стихотворение из цикла «Разлука»;
В. Маяковский - «Послушайте!», «Гiисьмо Татьяне Яковлевой!», «Подлиза»;
С. Есенин - «Неуютная жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я иду долиной», «Каждый труд благослови, удача».
Тема № 2
Франц Кафка «Превращение»
Темы самостоятельных исследовательских работ (сообщения, презентации, составление тестов):
- «Расколотый мир» Франца Кафки.
-Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта в новелле «Превращение».
-В чём трагизм и обобщающий характер образа Грегора Замзы?
- Как композиция новеллы способствует раскрытию трагедии Грегора Замзы?
Тема № 3
Зарубежная поэзия 30-40-х годов
А) Творчество Райнера Марии Рильке. Связь Р. Рильке с Россией и Украиной.
Б) Трагическая судьба Федерико Гарсиа Лорки — гениального поэта Испании. Важнейшие мотивы лирики
Тема № 4
Русская литература 1920-1940-х годов
Сообщения, рефераты, доклады, презентации:
1. Развитие жанра антиутопии как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (по произведениям Е. Замятина «Мы», А. Платонова «Чевенгур»).
2. Сатира в творчестве писателей ЗО-х годов (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров).
З. Великая Отечественная война и русская литература. Поэзия периода Великой отечественной войны (К. Симонов. А. Твардовский, д. Самойлов, Б. Слуцкий, стихи поэтов, павших на войне).
Тема № 5
М. А. Булгаков
Научные сообщения, рефераты, видеоматериалы
-«Собачье сердце> Фантастика, сатира и реальность в повести.
-«Мастер и Маргарита» - «закатный» роман великого писателя ХХ века, Проблематика романа. Особенности зеркальной композиции романа. История замысла и создания произведения- Образы героев романа .
-В чём своеобразие образа Воланда?
- Образ Маргариты в романе Булгакова, его исторические корни.
- Можно ли считать Мастера одной из центральных фигур романа? Объясните финал его судьбы.
Домашнее сочинение — рассуждение «Что в мире и человеке открыл мне роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Тема № 6
М. А. Шолохов «Тихий дон»
Изучить по учебнику и критическому материалу и обобщить следующие темы:
-глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение гражданской войны (исследование в сопоставлении с материалами / изученными на уроках истории);
-трагедия Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи;
-женские судьбы в романе «Тихий дон»;
-тема войны и революции в романе.
Тема № 7
Из мировой литературы.
Эрнест Хемингуэй. Повесть-притча «Старик и море».
Подготовить сообщение-исследование, презентацию
а) нравственно-философское содержание повести - притчи <(Старик и море)>;
б) образ старика Сантьяго как воплощение человеческой судьбы.
Тема № 8
Русская литература 1960-1990-х годов
1. А.И. Солженицын
Жизненный и творческий путь. Значение творчества. Анализ повести «Один день Ивана денисовича» как первого произведения в советской литературе 60-х годов, посвящённого антисталинской теме.
2. Антисталинская тема в советской литературе.
3. Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса 60-80-х годов.
Песенное творчество А. Галича, В. Окуджавы, В. Высоцкого, В. Цоя и др. (подготовка проектов с использованием ауди -и видеоматериалов)
Тема № 9
Из современной мировой литературы
Подготовка творческих заданий по выбору учащихся (сочинения-эссе, презентации, газеты, плакаты, мультимедийные материалы) по темам:
- жанр «фэнтези» как современное литературное направление ХХI века (Д. Толкиен, Р. Говард);
-социально-философское осмысление современной цивилизации (Р. Бах, П. Зюскинд, П. Коэльо, М. Кундера, Х. Муракакми, В. Пелевин, Б. Акунин и др.))