афротурист

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

Шойхед Э.М.

Кафедра гуманитарных дисциплин

Материалы для дистанционного обучения 11 класс, литература, второй семестр

Изучаемые темы:

Тема № 1 Серебряный век русской поэзии

Виды самостоятельных работ

Рефераты:

«Избранные страницы творческого наследия поэтов серебряного века (Н. Гумилёв,

К. Бальмонт, О. Мандельштам, В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский, М. Цветаева,

С. Есенин, А. Ахматова).

Сообщения (презентации):

-В.Я. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.

-Н. С.Гумилёв как поэт-акмеист. Трагическая судьба поэта.

-А. А.Блок. Личность, судьба, творчество.

-Стихотворения А. Блока в живописи (картины В. Васнецова. М Врубеля, К Сомова).

-М.И. Цветаева. Сложная судьба Поэта. Важнейшие темы творчества.

- В. Маяковский - ярчайший представитель русского футуризма. Бунтарский характер лирики; Поэтическое новаторство В.Маяковского.

- С. Есенин. Судьба поэта. Загадка смерти. Творчество в контексте времени и русской культуры. Влияние творчества С. Есенина на русскую поэзию XX века.

Стихотворения, которые необходимо выучить наизусть

(стихи по выбору учащегося: по одному стихотворению каждого автора):

А. Блок «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...», «Незнакомка», «О, весна без конца без краю...», «О доблестях, о подвигах, о славе..».

Н. Гумилёв «Капитаны», «Рабочий», «Из города Киева...», «Дон Жуан».

С. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова> «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Гой ты , Русь моя

родная...»

А. Ахматова «Мне голос был...», «Муза», «Творчество», «Все души милых на высоких звёздах...», (<Я научилась просто, мудро жить...», отрывок из поэмы «Реквием».

Индивидуальные задания:

письменный анализ стихотворений поэтов серебряного века (самостоятельно):

К. Гумилёв «Капитаны»;

А Блок - из цикла «На поле Куликовом» (одно из стихотворений);

М. Цветаева - одно стихотворение из цикла «Разлука»;

В. Маяковский - «Послушайте!», «Гiисьмо Татьяне Яковлевой!», «Подлиза»;

С. Есенин - «Неуютная жидкая лунность», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я иду долиной», «Каждый труд благослови, удача».

Тема № 2

Франц Кафка «Превращение»

Темы самостоятельных исследовательских работ (сообщения, презентации, составление тестов):

- «Расколотый мир» Франца Кафки.

-Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта в новелле «Превращение».

-В чём трагизм и обобщающий характер образа Грегора Замзы?

- Как композиция новеллы способствует раскрытию трагедии Грегора Замзы?

Тема № 3

Зарубежная поэзия 30-40-х годов

А) Творчество Райнера Марии Рильке. Связь Р. Рильке с Россией и Украиной.

Б) Трагическая судьба Федерико Гарсиа Лорки — гениального поэта Испании. Важнейшие мотивы лирики

Тема № 4

Русская литература 1920-1940-х годов

Сообщения, рефераты, доклады, презентации:

1. Развитие жанра антиутопии как свидетельство нарастающей тревоги за будущее (по произведениям Е. Замятина «Мы», А. Платонова «Чевенгур»).

2. Сатира в творчестве писателей ЗО-х годов (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров).

З. Великая Отечественная война и русская литература. Поэзия периода Великой отечественной войны (К. Симонов. А. Твардовский, д. Самойлов, Б. Слуцкий, стихи поэтов, павших на войне).

Тема № 5

М. А. Булгаков

Научные сообщения, рефераты, видеоматериалы

-«Собачье сердце> Фантастика, сатира и реальность в повести.

-«Мастер и Маргарита» - «закатный» роман великого писателя ХХ века, Проблематика романа. Особенности зеркальной композиции романа. История замысла и создания произведения- Образы героев романа .

-В чём своеобразие образа Воланда?

- Образ Маргариты в романе Булгакова, его исторические корни.

- Можно ли считать Мастера одной из центральных фигур романа? Объясните финал его судьбы.

Домашнее сочинение — рассуждение «Что в мире и человеке открыл мне роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Тема № 6

М. А. Шолохов «Тихий дон»

Изучить по учебнику и критическому материалу и обобщить следующие темы:

-глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение гражданской войны (исследование в сопоставлении с материалами / изученными на уроках истории);

-трагедия Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи;

-женские судьбы в романе «Тихий дон»;

-тема войны и революции в романе.

Тема № 7

Из мировой литературы.

Эрнест Хемингуэй. Повесть-притча «Старик и море».

Подготовить сообщение-исследование, презентацию

а) нравственно-философское содержание повести - притчи <(Старик и море)>;

б) образ старика Сантьяго как воплощение человеческой судьбы.

Тема № 8

Русская литература 1960-1990-х годов

1. А.И. Солженицын

Жизненный и творческий путь. Значение творчества. Анализ повести «Один день Ивана денисовича» как первого произведения в советской литературе 60-х годов, посвящённого антисталинской теме.

2. Антисталинская тема в советской литературе.

3. Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса 60-80-х годов.

Песенное творчество А. Галича, В. Окуджавы, В. Высоцкого, В. Цоя и др. (подготовка проектов с использованием ауди -и видеоматериалов)

Тема № 9

Из современной мировой литературы

Подготовка творческих заданий по выбору учащихся (сочинения-эссе, презентации, газеты, плакаты, мультимедийные материалы) по темам:

- жанр «фэнтези» как современное литературное направление ХХI века (Д. Толкиен, Р. Говард);

-социально-философское осмысление современной цивилизации (Р. Бах, П. Зюскинд, П. Коэльо, М. Кундера, Х. Муракакми, В. Пелевин, Б. Акунин и др.))

sadiogorod.net